• Село Моты, Иркут

  • Село Моты, Иркут 2

Мотская почтовая станция

6-02-2012, 07:20 | Комментариев: 0 | Просмотров: 3207
  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Мотская почтовая станция  

 В 1862 году началось строительство Мотской почтовой станции, которая являлась перевалочным пунктом на пути к Байкалу.         

В конце XVIII века началось строительство кругобайкальского тракта. Кругобайкальский тракт прошёл вдоль реки Иркут через наиболее обжитые селения: Смоленское, Введенское, Мотское, и тайгой через прибайкальские горы к южному побережью Байкала у села Култушное. От него дорога поворачивала на юг в Монголию. Уже в конце 1801 года по новой дороге прошли новые обозы.

Одновременно с дорогой сроились помещения 12 почтовых станций. В 1862 году приступили к строительству Мотской почтовой станции. Работами на этих участках руководила земская полиция Иркутского округа, так как они выполнялись населением округа за счёт натуральной трудовой повинности.


От Иркутска до Олхинской станции было 18 вёрст, а от Олхинской до Мотской – 19 вёрст. Дорога шла по удобным грунтам, песок и гравий находились рядом. Дорога была удобна ещё и тем, что находилась рядом с рекой Иркут, и можно было плодотворно использовать натуральную повинность населения Иркутского округа. Эта дорога устраивала Почтовое ведомство Восточной Сибири.

 

В фондах Иркутского краеведческого музея имеется фотография с изображением Мотской почтовой станции, нигде не опубликованной. Ценность её в том, что здание почтовой станции, изображённой на данном документе, в настоящее время не существует.

 

30 января 1871 года в Управление строительством дорожных частей поступил запрос №520 на выдачу из Иркутского губернского казначейства 853 рублей 21 копейки на исправление почтовых станций : Мотской и Большеглубоковской.

 

За содержание тракта отвечало крестьянское общество притрактовых поселений. В ремонте принимали участие не только крестьяне сёл, но и рабочие из отдалённых населённых пунктов. Например, в 1899 при ремонте тракта Моты - Большеглубоковская, работало 50 человек китайских рабочих.

 

Почтовые лошади содержатся очень дорого, всё зависит от расстояния. До дальней станции – 1280 рублей за пару, на ближайшие станции по 450-480 рублей.

 

В 1900 году станция называлась Подосиновая, села Моты, Смоленской волости, Иркутского уезда, Иркутской губернии, Мотского сельского общества.

В 1900 году, по данным Иркутского областного архива, в селе Моты было 63 двора. Проживало 348 человек, из них 189 мужчин, 159 женщин, 3 ребёнка посещали церковно-приходскую школу в селе Введенщина.


      Супруги Антипины на фоне Мотской почтовой станции. Фото 1947г.

 

Долгое время с 1946 по 1961 год на почтовой станции работали супруги Антипины – Ольга Ивановна и Александр Иванович (жители села Моты).

 

В 1961 году почтовая станция была закрыта и реорганизована в отделение связи, участок был перенесён в село Шаманка. Помещение станции было разобрано и вывезено. С тех самых пор в селе Моты никогда не было почты, люди делают отправления через почтовое отделение села Шаманка.

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
    PIN: ----
    Летняя стоянка катеров.
    Поиск по сайту

    Ирина Судакова
    Краевед

    Популярные статьи
    Не забывайте рода своего...

    Не забывайте рода своего...

     Общество "Родословие" города Иркутска в гостях у жителей села Моты...

    Опрос
    Ваше мнение о селе Моты

    Грядущие события

    В страну знаний! 1 сентября-

    В страну знаний! 1 сентября- начало учебного года.

    День знаний — это праздник книг, Цветов, друзей, улыбок,...

    Подробнее

    БАЙКАЛ-жемчужина Сибири!

    БАЙКАЛ-жемчужина Сибири!

    Байкал- жемчужина Сибири! Все вместе отмечаем День Байкала....

    Подробнее

    Шелехову-55!

    Шелехову-55!

    В 2017 году городу Шелехову исполняется 55 лет!  55 лет-...

    Подробнее