• Село Моты, Иркут

  • Село Моты, Иркут 2

Моя малая Родина

13-02-2012, 11:26 | Комментариев: 0 | Просмотров: 6693
  • Не нравится
  • +15
  • Нравится
Моя малая Родина

  

История предков всегда любопытна

для того, кто достоин иметь Отечество.

Н.М.Карамзин

        У каждого человека есть святое для него место, малая Родина – большое ли это село, город или заимка в несколько жилых домов, где он родился. Память о них человек проносит через всю свою жизнь. И не редко вдали от своей малой Родины человек скучает, тоскует, его тянет туда, где он родился.

                Село Моты- самое маленькое село Шелеховского района, и по территории и по численности населения. Но это нисколько не умаляет его достоинств.  Село находится в живописном месте, на берегу стремительного Иркута, по территории села протекает семь малых речек и ручьёв. Село окаймляет  высокая лесистая гора, которая защищает село от ветров и создаёт уникальный микроклимат.

       Наше село имеет большую историю, во многом сходную с историей страны, имеет свои особенности  «вымирания» и развития, свою родословную.

 Первое упоминание о селе.

 село Моты Иркутской обл.

 -   координаты

52°04′31″ северной широты

10°35′40″ восточной долготы 

Моя малая Родина

        Откуда же пошло наше село? 17 век – время освоения Сибири. Казаки –первопроходцы обживали новые места, принося пользу Отечеству. Помогала им в этом церковь. Земли, на которых расположено село, принадлежали Знаменскому и Вознесенскому монастырям, которые «прибирали для работы гулящих людей, крестьян и новокрещенных из бурят и эвенков». 

         Первое документальное упоминание  о селе Моты нашлось на всем известной карте «Чертёж земли Иркутского города» Семёна Ремезова, опубликованной  в 1701 году.

 

 

(увеличенная часть карты Ремезова)

           Если  внимательно рассмотреть « Чертеж земли Иркутского города»,   можно увидеть знакомые названия населенных пунктов, расположенных по берегу Иркута: селение Смоленское, Баклаши, Моты,  заимка Вознесенского монастыря, т.е.   будущее  село Введенищина.

 Историческая справка.

                «ЧЕРТЕЖ ЗЕМЛИ ИРКУТСКОГО ГОРОДА» взят из «ЧЕРТЁЖНОЙ КНИГИ СИБИРИ» — первого русского географического атласа, обобщившего результаты русских географических открытий 17 века. Атлас закончен Семеном Ульяновичем Ремезовым (русским географом, картографом и историком Сибири) с сыновьями к началу 1701. Он содержит 23 карты: чертёж г. Тобольска, 18 чертежей уездов Сибири, чертёж монгольской «безводной и малопроходимой каменной степи», общий чертёж Сибири, чертёж севера Европейской России и этнографическую карту Сибири. При отсутствии картографической сетки «Чертежная книга Сибири» отличается правдивостью и детальностью изображения, а также разносторонностью сведений о природных особенностях местности.  XVIII в.

             В 1698г. Семен Ульянович Ремезов с четырьмя сыновьями в Москве свел в одно целое все присланные карты Сибири «в меру убавил (т.е. привел к одному масштабу) по компасу и циркульным размерам». «Чертеж всех сибирских городов и земель» получил одобрение, а С.У.Ремезов за работу милостью Великого Государя пожалован «царским выходом», т.е. подарками после аудиенции «и пять рублев денег».

              К 1 января 1701г. С.У.Ремезов с сыновьями закончил «Чертежную книгу Сибири» — первый русский географический печатный атлас с полным названием: «Чертежная книга учинися по приказу Великого Государя царя и великого князя Петра Алексевича всея Великих и Малых России самодержца, всей Сибири и городов и земель намечено описанием с прилегающими жительства в лето от создания света 7209-го, от рождества Христово 1701-го году, Гинваря в 1-й день». Это собрание включает 23 чертежа, в том числе и чертёж Тобольска. Все было тщательно отгравировано и отпечатано в виде гравюр. Атлас С.У.Ремезова является последним из древних русских картографических памятников, основанных ещё на не точных определениях долгот и широт.

              С этого времени начинается эпоха создания карт, основанных на геодезических данных.

  Если учесть время работы над созданием чертёжного атласа, тот факт, что многие населённые пункты Ремезов наносил на свои карты с уже готовых схем и планов  различных территорий, лично он посещал только места Тобольской   и Енисейской   губернии , то логично будет предположить, что наше село Моты было нанесено на существующие в то время карты и схемы Иркутской губернии уже в  1660-70  годах.  Считается, что наше село произошло от эвенкийского стойбища, расположенного на излучине Иркута, здесь река делает изгиб,  в неё впадает две речки, Верхние Моты и Нижние Моты. Вот в междуречье и расположена старинная часть села.  Наши предки были умны и расчётливы, выбрав прекрасное место для села. С одной стороны лесистая гора, с другой непроходимые болота, впереди стремительная река. Это было мудро с точки зрения защиты от врагов, так как жившие в то время племена бурятов и тунгусов ( предки нынешних эвенков) часто враждовали между собой. Во многих исторических документах мы найдём информацию о живших в Сибири коренных народностях. На  этнографической карте Ремезова наглядно показана примерная география расселения коренных народностей Сибири.      

Моя малая Родина

ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА СИБИРИ взята из «ЧЕРТЁЖНОЙ КНИГИ СИБИРИ» Семена Ульяновича Ремезова. Лист 23. — первого русского географического атласа, обобщившего результаты русских географических открытий 17 века. Атлас закончен Семеном Ульяновичем Ремезовым (русским географом, картографом и историком Сибири) с сыновьями к началу 1701. Он содержит 23 карты: чертёж г. Тобольска, 18 чертежей уездов Сибири, чертёж монгольской «безводной и малопроходимой каменной степи», общий чертёж Сибири, чертёж севера Европейской России и этнографическую карту Сибири. При отсутствии картографической сетки «Чертежная книга Сибири» отличается правдивостью и детальностью изображения, а также разносторонностью сведений о природных особенностях местности. XVIII в.

Карта распределения народов Сибири и соседних регионов вошедшая в атлас, составленна на основе более ранней созданной в Тобольске в 1673 Метрополитом Сибири Корнелиусом. К моменту издания атласа ее содержание уже не  полностью соответствовало фактическому расположению племен.

   В результате ко времени появления на Байкале русских первопроходцев коренное население этих мест составляли тунгусские племена лесных охотников, так называемые, конные тунгусы и братские люди - буряты-скотоводы.  Их постепенное сплочение, начавшись в Х-XI веках, продолжалось до XVI-XVI веков. А уже к началу XVII века атаманы Поздей Фирсов и Василий Тюменец "отписывают" тюменскому воеводе, что "де у братских людей боле как 20 тысяч человек на конь садитца..." По сибирским меркам народ огромный.

             Ко времени появления русских первопроходцев Байкал и окружающие его земли давным-давно были обжиты людьми. И русское продвижение к Байкалу и "Братской землице" - Бурятии было очень непростым. Приходилось преодолевать не только величайшие природные препятствия: суровый климат, бурное течение порожистых рек, тяжелейшие волоки, непролазные таежные дебри, непроходимые скальные обрывы-прижимы. Еще более серьезным препятствием временами становилось сопротивление, соперничество местных, бурятских, а затем Монгольских,  Тунгусских, ойротских, Манчжурских феодалов. Причем время от времени им удавалось привлечь на свою сторону "черную кость", "подъясачный люд". То есть рядовых охотников-тунгусов и скотоводов-бурят. Но на поверку "московская рука" обычно оказывалась полегче кочевничьей.

           Это в конце концов и определили государственную принадлежность "Братской землицы" и ее сердца - Байкала. Но их освоение русскими происходило медленно, постепенно, не так, как освоение таежного и тундрового севера Сибири.

                   Еще в 1628 году атаманы В. Тюменец и М. Перфильев поднялись из Енисейска по Ангаре до Шаманского порога и начали собирать у местных тунгусов сведения о Бурятии. В их отчете, "ска-зке",об этом говорится, что в "Братской земле" "...бухарских товаров... много, а серебра де добре много, а коней, и коров, и овец, и велбудов (верблюдов) бесчисленно, а хлеб пашут, ячмень и гречу и ждут брацкие люди к себе... государевых служилых людей, а хотят тебе, великому государю, брацкие люди поклонитися и ясак платить и (со) служилыми людьми торговати". Но прежде чем все это действительно состоялось, служилым российским людям и промышленникам пришлось создать целую сеть острогов, зимовий, караулов.. Кстати, в то время сибирским острогом называли укрепление, опорный пункт, форпост, а не тюрьму, как это стало позднее.

             В 1630 году был основан Илимский острог, в 1631-м - Брат-. ский, в 1642 году - Верхоленский. Вышедший из него отряд стрелецкого головы Курбата Иванова первым из русских людей достиг наконец Байкала. Одновременно "государевы люди" .продолжали освоение долины Ангары. В 1646-1648 годах отряд. Ивана Похабова, "прикащика" Братского острога, зимой прошел по Ангаре до ее истока, по льду пересек Байкал и достиг Монголии. Здесь ему удалось даже установить дружеские отношения с одним из самых влиятельных монгольских правителей Цецен-ханом. В 1644-1648 годах атаман Василий Колесников предпринял настоящую "кругобайкальскую экспедицию" для "проведования озера Байкал и про серебряную руду". Отправившись от истока Ангары на север, он сушей и водой обошел все байкальское побережье. Во время этого похода, в 1647 году, он основал Верхнеангарский острог. В следующем, 1648 году Иван Галкин поставил острог на берегу Баргузинского залива.

                    В 1652-1654 годах Петр Бекетов, видимо сын Ивана Бекетова, основателя Якутска, вышел из Братского острога и, следуя по маршруту И. Похабова, пересек Байкал и через Селенгинскую Да-урию, по рекам Хилок, Онон, Аргунь добрался до Манчжурии. По дороге он основал Иволгинское зимовье и Нерчинский острог. Со временем этот русский форпост стал военно-административным центром российской Даурии. И тогда же, в 1654 году, П. фирсов заложил на Ангаре, в устье УНГИ, Балаганский острог. Тем самым опорная база всех российских операций и предприятий приблизилась к Байкалу еще на 300 км.

              Если дата постройки «Иркуцкого острога» как время осно­вания Иркутска   вызыва­ют большие сомнения, то появление в этих местах небольшого   зимо­вья в середине 16-17 в. представляется более чем вероятным. К концу 1630-х гг. русские землепроходцы укрепились на средней Ангаре и усиленно искали пути к озеру Байкал. Уже в 1640 г.. по сооб­щениям байкальских эвенков, какие-то русские суда плавали по озеру7. Запла­нированный на 1642 г. очередной по­ход на Байкал не состоялся из-за недо­статка в Енисейском остроге служилых людей.       

            Только спустя два года появи­лась возможность отправить новые от­ряды вверх по Ангаре. Весной 1644 г. на 13 дощаниках к Байкалу отправился казачий атаман Василий Колесников. По дороге казаки основали Осинский острог, где и провели зиму. Летом сле­дующего года они вышли к Байкалу. В этот же период во главе Братского ост­рога становится Иван Похабов. Уже в первый год своего правления он совер­шает поход «вверх по Ангаре реке до Осы и до Беленя (р. Белая), и до Куда-никол (р. Куда), и до Иркута рек, и на Байкал озеро для прииску новых зе­мель»8. В своем отчете он рекомендо­вал енисейским властям более активно действовать в Прибайкалье и «на тех реках на Осе и на Белене и на Иркуте в Братской земле в брацких людях и тун­гусах поставить острог, и в том де ост­роге надобно устроить годовальщиков с 50 человек»9. Ему и поручили реали­зацию этих планов. В 1647 г. И. Похабова с отрядом в 96 человек направили в южное Прибайкалье.

(По материалам исторических документов ГАИО, Бурятии и ГАРФ)         

           По нижнему течению реки Иркута известна пещера, расположенная в отвесной скале правого берега реки Иркута в 2 километрах от села Введенского.  В пещерах более века назад были найдены десятки тунгусских луков и стрел. Это указывает на то, что эти места в древности населяли коренные народности тунгусы- эвенки.

                     Существует много версий «Откуда есть пошло село Моты». Но думается что не случайно Моты- в переводе с эвенкийского значит «лось».

Местность когда–то изобиловала лосями, которые нынче здесь редко встречаются. Хочется думать что село наше пошло с эвенкийского стойбища, а наши предки умные, гордые и сметливые охотники и рыболовы тунгусы- эвенки.

  (Мильхеев Г. Происхождение  географических названий Иркутской области)

 

 А селу название гордое дано,

Словно песня звонкая прозвучит оно.

 Лось –лесной красавец в имени сокрыт,

Будто он на страже у села стоит.

С маленького стойбища выросло село,

На таёжной речке строилось оно.

И живут здесь люди несколько веков,

Берегут и множат славу праотцов.

Судакова И.В.

О селе Моты в литературных источниках 

             Нечасто мы встречаем упоминание о селе Моты  литературных источниках, самое известное из них, это труд Михаила Васильевича Загоскина- сибирского писателя и краеведа.

Из книги М.В. Загоскин «От Иркутска до Ниловой Пустыни»

(впервые опубликован в газете «Иркутские губернские ведомости» в 1864 году №  31,32, 33,34,35)

       Из всех селений по Иркуту Моты стоят на самом лучшем месте. 

Данные путевые заметки появились в результате путешествия Автора по дороге от Иркутска до Ниловой Пустыни. Все свои яркие воспоминания от этого путешествия он подробно описывает в своём произведении.

             Еще упоминание о селе Моты мы можем встретить в повести Г.Машкина «Под парусом». В нем упоминается село Моты в связи с разрушительным наводнением 1936 года.

            Наибольшее упоминание о селе Моты можно прочитать в местной прессе, начиная с 60 годов прошлого века. (газеты района и области). Наиболее подробный список литературы «Что читать о селе Моты» удалось составить Мотской сельской библиотеке. Охват литературы с 1965 по 2005 год.

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
    PIN: ----
    http://remont-mobilnih.com.ua
    Поиск по сайту

    Ирина Судакова
    Краевед

    Популярные статьи
    Не забывайте рода своего...

    Не забывайте рода своего...

     Общество "Родословие" города Иркутска в гостях у жителей села Моты...

    Опрос
    Почему вы ходите в библиотеку?

    Грядущие события

    В страну знаний! 1 сентября-

    В страну знаний! 1 сентября- начало учебного года.

    День знаний — это праздник книг, Цветов, друзей, улыбок,...

    Подробнее

    БАЙКАЛ-жемчужина Сибири!

    БАЙКАЛ-жемчужина Сибири!

    Байкал- жемчужина Сибири! Все вместе отмечаем День Байкала....

    Подробнее

    Шелехову-55!

    Шелехову-55!

    В 2017 году городу Шелехову исполняется 55 лет!  55 лет-...

    Подробнее