• Село Моты, Иркут

  • Село Моты, Иркут 2

Немного истории. Сторожевые посты Иркута.

21-11-2018, 09:46 | Комментариев: 0 | Просмотров: 68
  • Не нравится
  • +1
  • Нравится

Немного истории. Сторожевые посты Иркута.

Немного истории. Сторожевые посты Иркута.

Дорогие друзья!  Большое спасибо за ваши комментариии и интерес к истории нашего села. Хочу пояснить, откуда взялась дата- 1631 год.  Изначально мы думали, что  село Моты берёт начало с 1647 года, так же как и  Култук. Иван  Похабов начал осваивать эти земли примерно в эти годы и никак не мог дойти до Култука, минуя Моты. Но пообщавшись с краеведами Култука мы пришли к выводу, что Моты появились значительно раньше, так как в один год построить несколько острогов отряды Похабова физически бы не смогли. В те времена, любое зимовье, стойбище или стоянка уже громко именовались- острожек или острожный дом. Иван Похабов, как следует из летописей, был человек власный и суровый, любил выслужится перед Государем, и раппортовал ему о своих успехах постоянно. Куда тогда делся Култукский острог, и где он находился конкретно не известно до сих пор.Но вот работа Тиваненко наводит на размышления. Если учесть, что до прихода русских в наши края здесь издревле проживали коренные народности, в нашем случае- тунгусы-эвенки, о чём говорит название села, то можно предположить, что и дата 1631 год не окончательная. Приведу  часть исследовательской работы. Я не историк, и могу ошибаться в выводах. Поэтому спасибо вам за комментарии, буду рада всем интересным материалам по истории нашего села.

 

Тиваненко А. Действительный член географического общества СССР.

 

Далёкий 17 век. В Восточной Сибири идёт исторический процесс проникновения русских землепроходцев  вглубь сурового сибирского края. Казаки шли навстречу неизвестности. Они шли от притеснений царского правления, в поисках свободной и привольной жизни. С одной стороны это было бегство, а с другой-освоение «новых неясачных земель» ( ясак- дань местных народов в царскую казну). По мере продвижения казачьих отрядов  на восток, царское правительство укрепляет уже завоёванные территории. Для этой цели строится система острогов, заимок и сторожевых постов.

Сын боярский Иван Похабов, первый из землепроходцев, проникший в глубины забайкальского края, после поездки в Москву с посланцами монгольских ханов, назначается на должность приказчика Балаганского острога. Он сразе же обращает внимание на кочевья бурят и тунгусов по рекам Белой, Оке и Иркуту. Предпринятый им в 1647 году разведочный поход  через Култук в Тункинскую долину, показал, что южную часть Восточной Сибири населяет большая группа бурятского, монгольского, тунгусского, сойотского населения, которые еще не знали русских. Это были богатые народы, сбор дани с которых мог бы значительно пополнить царскую казну.

В 1652 году, двигаясь вслед за отрядом сына боярского Петра Бекетова, Иван Похабов сделал попытку со своим отрядом проникнуть по Иркуту на Байкал, к основанному ранее Култукскому острогу. Эта попытка претерпела провал. Недалекоот излучины Иркута,в районе нынешнего села Моты,он встретил отпор со стороны тунгусов и китойских бурят. Опасаясь ответного набега со стороны местных князьков, Похабов поспешно строит в устье Иркута, на острове Дьячий, зимовье острожного типа,которому в последствии выпала великая честь, уже с 1661 года, стать административным центром Восточной Сибири. Кроме этого, с целью укрепления нового зимовья-острожка, Иван Похабов возводит вверх по Иркуту ряд сторожевых постов.

Первый пост находился на месте нынешнего села Максимовщина. Управлялим один из сподвижников Ивана Похабова, казацкий сотник Максим Перфильев.

Иркутскийкраевед И.Сельский, побывавший в 1852 году в селе Максимовщина писал, что по свидетельству местных крестьян, острожек этот давно был снесён быстрыми водами Иркута, но память о Перфильеве еще живёт среди селян. Про него так же рассказывали, как Перфильев с Похабовым двое суток бился на монастырской долине близ  Введенщины с тункинскими бурятами, разбил их и прогнал в торскую степь. И.Сельский далее пишет, что фамилия Перфильевых до сих пор существует в селе Максимовщина.

Второй сторжевой пост- жилая изба, огражденная деревянным тынов и рвом- находился на месте нынешнего села Акинино. Здесь жил с несколькими казаками один из братьев Максима Перфильева. В случае  появления местных народов, отсюда должны были дать знать в Максимовское укрепление, а из него- в Иркутское зимовье-острожек.

Затем был основан третий сторожевой пост, на месте нынешнего села Моты, вверх по Иркуту, примерно 1631 год. Здесь так же проживало несколько казаков, наблюдавших за местными народностями. Из одной отписки служилых людей воеводе  Ржевскому видно, что жилось здесь людям несладко. Например они писали: «А жить нам, государь –батюшка, на тайге , на Мотах не мочно, а места здесь холодные, подморочные, а лесной зверь раззорил и ест нашу скотину».

Все эти сторожевые посты, прежде чем превратиться в нынешние крупные населённые пункты Шелеховского района, видели много в своей, более  четырёхсотлетней истории. Известно, что через них проходила и кратчайшая дорога в Тункинский край, на которой совершались крупныеи трагические события, связанные с дальнейшим освоением новых, присоединённых к Российском государству земель.

С 1658 года долину Иркута захлестнула волна миграции. С назначением Ивана Похабова приказчиком Балаганского острога- ввиду тех жестокостей, которые он устраивал над ясачным населением, начинается повальное бегство местного населения- бурят и тунгусов , выше по Иркуту, в Монголию.

Но и в Монголии беглецам было несладко. Обратная волна бегства местных народов на свои «породные земли» начинается с 60 годов 17 века и усиливается в 70 годы, когда Монголию охватывают междоусобные войны.

Видимо в этот же период начались первые набеги монгольских феодалов на русские остроги. Они были вызваны прежде всего уходами бурят в Приангарье и имели своей целью вернуть беглецов под своё господство. Иногда эти набеги заходили по долине Иркута до стен Иркутского острога.

Ряд исследователей отмечает, что  в этих походах активное участие принимали и буряты. Если это и так, то участие бурят в спровоцированных монгольскими феодалами набегах объяснялось естественным желанием отомстить за те притеснения, которые они испытывали от управителей  типа Ивана Похабова.

В этой связи интересны сведения о шаманке Эргине Тайон. Она являлась предводителей бурят-повстанцев, воодушевляла их  при набегах на Иркутский острог. Во время одного из боёв, близ деревни Максимовщина, она была взята в плен казаками и повешена вместе  с девятью главарями бурятами. К этому периоду следует и отнести уже упомянутую битву  в Монастырской долине, близ Введенщины, казаков И.Похабова и М.Перфильева с тункинскими бурятами.

Но вражда между русскими и коренным населением южной половины Восточной Сибири, длилась не так долго.Очень скоро, со времени угроз монгольских феодалов, пойти войною на бурят Приангарья и наказать их «за измену», когда русские казаки встали в защиту интересов местных  народностей и на деле показали свою симпатиюк бурятам, тунгусам и беженцам из Монголии, начались складываться зачатки добрососедских отношений. Уже  в последние десятилетия 17 века, буряты становятся верными союзниками русских в деле укрепления восточных окраин Российского государства. Известны случаи, когда русские вместе с бурятами  отражали атаки войск монгольских феодалов.

Относительное спокойствие в жизни бурят и тунгусов Иркутского округа (основную часть которого составляла нынешняя Шелеховская земля) наступила лишь с 1676 года, когда по настоятельной просьбе местного населения в устье реки Тунка, был построен Тункинский острог, ставший надёжным замком на южной границе. С этого времени сторожевые посты в Максимовщине, Акинино и Мотах, стали играть роль промежуточных почтовых станций между Ирутском и Тункой. Известно, что этот путь продолжался два дня. Основная ночёвка казаков и бурят, следующих по делам в Иркутск и обратно, проходила в Мотах. В 1684 году, в Мотах произошло сражение русских и бурят с монголами, которые ранее были захвачены  как нарушители границы, и после выяснения в Иркутске сопровождались домой. История сражения не выяснена, но имеются показания казаков- очевидцев.Монголы ночью совершили нападение на спящих конвойных. Неизвестно чем кончилась кровавая стычка, если в трудный момент на подмогу русским не пришли буряты.

В последующие века Максимовщина,  акинино и Моты превращаются в крупные населённые поселения по долине Иркута.

 

Tivanenko-A.-Storozhevye-posty-Irkuta-3.pdf [3,41 Mb] (cкачиваний: 0)

 

Tivanenko-A.-Storozhevye-posty-Irkuta-1.pdf [1,94 Mb] (cкачиваний: 0)

 

Tivanenko-A.-Storozhevye-posty-Irkuta-2.pdf [1,58 Mb] (cкачиваний: 0)

 

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
    PIN: ----
    Поиск по сайту
    Популярные статьи
    Немного истории. Сторожевые посты Иркута.

    Немного истории. Сторожевые посты Иркута.

    Немного истории. Сторожевые посты Иркута....

    В селе наши корни...

    В селе наши корни...

    "Связанные родным селом"- обратная связь.  ...

    Опрос
    Ваше мнение о селе Моты

    Грядущие события

    ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА.

    ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА.

     ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА 4 ноября В день Казанской иконы Божией...

    Подробнее

    «Всемирный старообрядческий

    «Всемирный старообрядческий форум»

      О международной конференции «Всемирный старообрядческий...

    Подробнее

    360 минут Ради Байкала.

    360 минут Ради Байкала. Экологический марафон.

      6 сентября 2018 года  пройдёт экологический...

    Подробнее